Характеристика вагонов
Тип вагонов грузового парка влияет на сохранность грузов, эффективность перевозок, скорость выполнения грузовых операций, сохранность грузов, безопасность движения поездов, максимальное использование вместимости и грузоподъемности, выполнение общей механизации погрузочно-разгрузочных работ, а также уменьшение простоя вагонов под грузовыми операциями. Парк грузовых вагонов включает в себя универсальные и специализированные платформы и крытые полувагоны. Универсальные вагоны имеют возможность перевозить многие виды грузов, а специализированные — только те, для которых они созданы.
К специализированным вагонам можно причислить:
— цистерны, думпкары, изотермические муковозы, зерновозы, хопперы для перевозки цемента, зерна и минеральных удобрений;
— специальные цистерны для перевозки цемента, каустической соды, муки, спирта, вязких веществ, сжиженных газов;
— двухъярусные платформы для перевозки легковых автомобилей, транспортеры для тяжеловесных грузов и пр.
По способу загрузки вагоны делят на закрытые и открытые. Вагоны открытого типа имеют некоторые преимущества перед крытыми: расширяется возможность механизации разгрузочно-погрузочных работ, меньше простой вагонов в связи с ускорением рабочих процессов, ниже расходы на строительство, ремонт и содержание, реальны перевозки длинномерных, нестандартных грузов.
Серьезной характеристикой грузового вагона остается его грузоподъемность, под которой имеют в виду максимально допускаемую конструкцией загрузку вагона, устанавливаемую МПС при учете полного обеспечения безопасности движения составов.
Грузоподъемность и вместимость вагона бывают полностью использованы при максимальной грузоподъемности, равной плотности груза в том состоянии и виде, в котором его транспортируют по железным дорогам. В случае плотности груза ниже удельной грузоподъемности вагона, места в вагоне используют полностью, а грузоподъемность товара — не полностью, при максимальной же плотности — наоборот.